Исторически у морского порта Петропавловск-Камчатский несколько неизменных функций: это основные ворота полуострова Камчатка, через которые проходит более 90% поступающих грузов, а также базовый порт в главной промысловой зоне России в Тихом океане и ключевой пункт на маршруте Северного морского пути (СМП). В ближайшие годы здесь ждут значительных перемен, рассказал журналу «Морские порты» капитан порта Иван Бунин.
Портовые мощности будут расширять. Как за счет государственных средств, так и частных инвестиций. Примером последних может служить терминал «Сероглазка», где в рамках инвестиционного проекта компании Norebo в сотрудничестве с Maersk до 2027 года создается новый грузовой терминал с рефрижераторным комплексом.
В рамках проекта будут реконструированы два причала протяженностью 522 метра с глубинами до 14 метров, установлены высокопроизводительные портальные краны для перегрузки крупнотоннажных контейнеров, холодильник для складирования продукции, обустроена площадка для рефконтейнеров.
По государственной линии в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» планируется провести реконструкцию причалов 1 и 2 «Петропавловска- Камчатского морского торгового порта» для расширения грузовых возможностей и повышения сейсмоустойчивости.
Важнейшим событием 2020 года стало включение в границы морского порта участка акватории бухты Бечевинская в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.02.2020 г. №217-р. Расширение границ порта связано с реализацией инвестиционного проекта ПАО «Новатэк» по строительству терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ). Проект предполагает создание перегрузочного комплекса СПГ мощностью 21,7 млн тонн в год к 2026 году. Ввод в эксплуатацию первой очереди мощностью 10 млн тонн намечен на 2022 год. Создаваемая портовая инфраструктура рассчитана на обслуживание 328 судов-газовозов в год на промежуточной стадии и 657 судов- газовозов по завершении строительства морского терминала.
На ближайшие годы запланировано еще несколько крупных проектов. Так, в 2021 году ожидается ввод в эксплуатацию комплекса по складированию и хранению нефтепродуктов емкостью 18 тыс. тонн ООО «Морской Стандарт- Бункер». В том же году должен начать работу многофункциональный транспортный узел ООО «Свободный порт Камчатка», ориентированный на транзитные перевозки между Азией и Европой по СМП.
В связи со столь активным развитием инфраструктуры порта и повышением его роли в транспортировке углеводородов по СМП в 2021-2022 годах в порту планируется строительство системы Управления движением судов (СУДС) – с центром управления в Петропавловске-Камчатском. И автоматизированного радиотехнического поста (АРТП) на горе Маячная. Это должно значительно повысить безопасность активно развивающегося мореплавания Камчатки.